Урок алгебры.  

 Тема: «Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета»

Класс: 8.

 

Цель урока:

*   Ввести понятие приведенного квадратного уравнения,

*   Вывести формулу корней приведенного квадратного уравнения,

*   Сформулировать и доказать теорему Виета,

*   Сформулировать и доказать теорему, обратную теореме Виета,

*   Научить учащихся решать приведенные  квадратные уравнения, пользуясь теоремой обратной теореме Виета.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: учебник алгебры под ред. Алимов и др., тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку, составленная учителем.

 

План урока.

 

Этап урока

Содержание (цель)этапа

Время (мин)

1

Организационный момент

Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения.

1

2

Проверка домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся.

2

3

Анализ проверочной работы

Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы.

3

4

Изучение нового материала

Формирование опорных знаний, формулировка правил, решение задач, анализ результатов, ответы на вопросы учащихся.

14

5

Закрепление изученного материала

Усвоение изученного материала путем его применения  при решении задач по аналогии под контролем учителя.

15

6

Подведение итогов урока

Оценка знаний отвечавших учеников. Проверка знаний и понимания формулировок правил методом фронтального опроса.

3

7

Домашнее задание

Ознакомление учащихся с содержанием задания и получение необходимых пояснений.

2

8

Дополнительные задания

Разноуровневые задания для обеспечения развития учащихся.

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения.

 

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся.

 

Уравнение

а

b

c

Количество корней

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ проверочной работы. Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы.

Текст проверочной работы:

Вариант №1.

  1. Решите уравнения:

А) ,

Б)

2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение  имеет:

*   Один корень,

*   Два различных корня.

Вариант №2.

  1. Решите уравнения:

А) ,

Б)

2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение  имеет:

·        Один корень,

·        Два различных корня.

 

  1. Изучение нового материала.

4.1. Франсуа Виет – французский математик 16 века. Он был адвокатом, позднее – советником французских королей Генриха III и Генриха II.

 Однажды он сумел расшифровать очень сложное испанское письмо, перехваченное французами. Инквизиция чуть не сожгла его на костре, обвинив в сговоре с дьяволом.

Франсуа Виета называют «отцом буквенной современной алгебры»

Как связаны между собой корни квадратного трёхчлена  и его коэффициенты p и q? Ответ на этот вопрос  дает теорема , которая носит имя «отца алгебры», французского математика Ф.Виета, которую мы будем сегодня изучать.

Знаменитая теорема была обнародована в 1591 году.

 

4.2.Сформулируем определение приведенного квадратного уравнения.

Определение. Квадратное уравнение вида   называется приведенным.

 Это значит, что старший коэффициент уравнения равен единице.

Пример. .

Всякое квадратное уравнение  может быть приведено к виду . Для этого необходимо разделить обе части уравнения на .

 

4.3. Вывести формулы корней приведенного квадратного уравнения.

a, b, c

a=1,  b=p ,  c=q

 

4.4. сформулировать  и доказать теорему Виета.

Если  и - корни уравнения , то справедливы формулы , т.е. сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

После этого учителем  проводится доказательство теоремы. Затем совместно с учащимися делает вывод.

Пример. . p=-5,q=6.

      .       . Значит числа и - числа  

       положительные. Необходимо найти два положительных числа, произведение которых

      равно 6, а сумма равна 5. =2, =3 – корни уравнения.

 

     4.5. Применение теоремы Виета.

     С её помощью можно:

·        Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его,

·        Зная один из корней , найти другой,

·        Определить знаки корней уравнения,

·        Подобрать корни уравнения, не решая его.

4.6. Сформулируем теорему обратную теореме Виета.

Если числа p, q,  и  таковы, что удовлетворяют соотношения , то  , - корни квадратного уравнения .

 

4.7. рассмотреть решение задачи 5 на странице учебника 125.

 

  1. Закрепление изученного материала

№ 450 (1, 3, 5)

№ 451 (устно)

№ 452 (устно)

№ 453 (устно)

№ 454 (устно)

№ 455

№ 456 (1, 2, 3)

 

  1. Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы:

*   Какие уравнения называются приведенными?

*   Можно ли обычное квадратное уравнение сделать приведенным?

*   Сформулируйте теорему Виета.

*   Чему равна сумма и произведение корней уравнения:

·        Зачем нужна теорема Виета?

·        Сформулируйте обратную теорему теореме Виета.

  1. Домашнее задание.

§29, № 450(2,4,6);  455(2,4);  456(2,4,6).

 

  1. Дополнительные задания.

Уровень А.

  1. Найдите сумму и произведение корней уравнения:

 

2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2 и 5.

Уровень В.

  1. Найдите сумму и произведение корней уравнения:

 

2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны  и  .

Уровень С.

Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:

                  

 

Hosted by uCoz